Инклюзивное образование

Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети-индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

Принципы инклюзивного образования:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • Каждый человек способен чувствовать и думать;
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • Все люди нуждаются друг в друге;
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

С 01.09.2016 вступили в силу федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ)  и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).  

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий

В соответствии с п. 5 ст. 5 закона РФ «Об образовании в РФ» «… в целях реализации права каждого человека на образование… создаются условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья».

Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Дети с ОВЗ нуждаются в получении специальной комплексной психолого-медико-педагогической помощи. Их воспитание и обучение требует особых условий. При работе с такими детьми педагоги опираются на адаптированные образовательные программы и коррекционно-развивающие программы, которые помогают обеспечить социализацию ребёнка, тем самым способствуя достижению конечной цели его обучения и воспитания – максимально возможное введение их в социум, активизацию ресурсов развития, преодоление трудностей в обучении, создание индивидуальной образовательной траектории, формирование у них способностей жить самостоятельно.

Достижению целей предоставления качественного доступного образования детям с ОВЗ способствует реализация государственной программы «Доступная среда». Методические рекомендации по работе с данным направлением размещены на сайте Министерства образования и науки РФ.

С федеральными нормативными документами, регулирующими обучение детей с ОВЗ можно ознакомиться на сайте учебно-методического центра «Центр внедрения ФГОС ОВЗ» (перейти).

С региональными нормативными документами, регулирующими обучение детей с ОВЗ можно ознакомиться на сайте учебно-методического центра «Центр внедрения ФГОС ОВЗ» (перейти).

Концепции развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017–2025 годы

На данный момент МБОУ СШ №12 предоставляет образовательные услуги детям, имеющим статус ОВЗ, как в форме надомного обучения, так и сочетая его с посещением отдельных уроков в школе.

Реализуемые адаптированные образовательные программы на 1.09.2021 г.: 

Документация МБОУ СШ №12

Материально-технические условия образования детей с ОВЗ: 

  • Доступ в здание для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата осуществляется с помощью педагогов, дежурного учителя и дежурного администратора; для слабовидящих детей имеются специальные предупреждающие световые элементы; 
  • В учреждении имеется спортивно-развивающий комплекс, оборудованы сенсорная комната, кабинеты логопеда и дефектолога, зал для занятий лечебной физической культурой(смотрите: http://shkola12krsk.ru/materialno-texnicheskoe-obespechenie/);
  • Учащиеся, имеющие статус ОВЗ, подтвержденный заключением ПМПК, обеспечиваются бесплатным горячим питанием;
  • Обучение детей с ОВЗ осуществляется в соответствии с нормами СанПиН 2.4.2.3286-15;

Организация доступной среды 

Коррекционно-развивающую работу с детьми ОВЗ осуществляют учителя-логопеды, педагог-психолог и учитель дефектолог 

По каким бы стандартам ни учился ваш ребёнок, ваша любовь и внимание необходимы ему, чтобы он был успешен в учёбе. Любите ребёнка таким, какой он есть, помогайте ему, берегите его!