Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей
Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети-индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).
Принципы инклюзивного образования:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- Каждый человек способен чувствовать и думать;
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- Все люди нуждаются друг в друге;
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
С 01.09.2016 вступили в силу федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий
В соответствии с п. 5 ст. 5 закона РФ «Об образовании в РФ» «… в целях реализации права каждого человека на образование… создаются условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья».
Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Дети с ОВЗ нуждаются в получении специальной комплексной психолого-медико-педагогической помощи. Их воспитание и обучение требует особых условий. При работе с такими детьми педагоги опираются на адаптированные образовательные программы и коррекционно-развивающие программы, которые помогают обеспечить социализацию ребёнка, тем самым способствуя достижению конечной цели его обучения и воспитания – максимально возможное введение их в социум, активизацию ресурсов развития, преодоление трудностей в обучении, создание индивидуальной образовательной траектории, формирование у них способностей жить самостоятельно.
Достижению целей предоставления качественного доступного образования детям с ОВЗ способствует реализация государственной программы «Доступная среда». Методические рекомендации по работе с данным направлением размещены на сайте Министерства образования и науки РФ.
С федеральными нормативными документами, регулирующими обучение детей с ОВЗ можно ознакомиться на сайте учебно-методического центра «Центр внедрения ФГОС ОВЗ» (перейти).
С региональными нормативными документами, регулирующими обучение детей с ОВЗ можно ознакомиться на сайте учебно-методического центра «Центр внедрения ФГОС ОВЗ» (перейти).
Концепции развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017–2025 годы
На данный момент МБОУ СШ №12 предоставляет образовательные услуги детям, имеющим статус ОВЗ, как в форме надомного обучения, так и сочетая его с посещением отдельных уроков в школе.
Реализуемые адаптированные образовательные программы на 1.09.2021 г.:
- Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
- Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
- Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с иными нарушениями
- Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся
- Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с иными нарушениями
Документация МБОУ СШ №12
- Положение об организации инклюзивного образования обучающегося с ОВЗ в МАОУ СШ №12
- Положение о порядке разработки, утверждения и реализации адаптированных образовательных программ
- Положение о психолого-педагогическом консилиуме МАОУ СШ №12
- Договор по оказанию образовательных услуг по АОП
- Заявление о приеме на обучение по АОП
Материально-технические условия образования детей с ОВЗ:
- Доступ в здание для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата осуществляется с помощью педагогов, дежурного учителя и дежурного администратора; для слабовидящих детей имеются специальные предупреждающие световые элементы;
- В учреждении имеется спортивно-развивающий комплекс, оборудованы сенсорная комната, кабинеты логопеда и дефектолога, зал для занятий лечебной физической культурой(смотрите: http://shkola12krsk.ru/materialno-texnicheskoe-obespechenie/);
- Учащиеся, имеющие статус ОВЗ, подтвержденный заключением ПМПК, обеспечиваются бесплатным горячим питанием;
- Обучение детей с ОВЗ осуществляется в соответствии с нормами СанПиН 2.4.2.3286-15;
Организация доступной среды
- Организация доступной среды в МБОУ СШ №12
- Мониторинг оценки условий реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ
- Информация о проекте МБОУ СШ №12 Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья Мы вместе
- Паспорт доступности. МБОУ СШ №12
- План адаптации МБОУ СШ №12 для маломобильных групп граждан на 2018-2025 гг.
Коррекционно-развивающую работу с детьми ОВЗ осуществляют учителя-логопеды, педагог-психолог и учитель дефектолог
По каким бы стандартам ни учился ваш ребёнок, ваша любовь и внимание необходимы ему, чтобы он был успешен в учёбе. Любите ребёнка таким, какой он есть, помогайте ему, берегите его!