Дефектолог

Дефектолог – это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ОВЗ. Работа учителя-дефектолога заключается в умственном развитии ребёнка и развитии его познавательных способностей.

Как отмечают ведущие специалисты в области специальной психологии и коррекционной педагогики (Л.С. Выготский, Е.А. Стребелева, В.В. Давыдов, Л.Ф. Обухова, Д.Б. Эльконин) младший школьный возраст – это особый период в жизни ребёнка, где происходит перестройка всей системы отношений ребёнка с действительностью. В этом возрасте возникают новые средства ориентировки, содержательно обогащаются представления и знания ребёнка о мире. Поэтому особенно важно на этом возрастном промежутке оказать своевременную специализированную помощь детям в преодолении трудностей.

 Деятельность учителя-дефектолога в школе направлена на решение задач обучения и воспитания детей, трудности которых носят стойкий характер и требуют пролонгированного наблюдения и специализированной помощи на разных возрастных этапах (включая ситуации, когда ребёнок получал продолжительную специализированную помощь в раннем возрасте и дошкольном периоде).

Адресатом помощи учителя-дефектолога являются дети с ОВЗ. К категории детей с ОВЗ  в настоящее время относят детей, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т.е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

 Дети с ОВЗ могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и (или) психическом развитии в диапазоне от временных и легко устранимых трудностей до постоянных отклонений, требующих адаптированной к их возможностям индивидуальной программы обучения или использования специальных образовательных программ.

Развитие психомоторики и сенсорных процессов. Корригируется мелкая моторика. Если не развита мелкая моторика – нет письма, нет письма – нет и связной речи.

Формирование пространственно-временных отношений. Изучаются не только такие понятия, как «право и лево», но и такие как «правый верхний угол», «левый нижний угол», «2-х мерное и 3-х мерное пространство». При недоразвитии этого направления могут возникнуть проблемы с чтением и письмом.

Умственное развитие. Корригируются высшие психические функции, такие как память, мышление, анализ и синтез и др.

Нормализация ведущей деятельности возраста. Как известно у обучающихся ведущей деятельностью возраста является учебная. К сожалению у некоторых обучающихся очень долгое время ведущей деятельностью является игровая.

Формирование представлений о предметах и явлениях. В этом направлении корригируются те проблемы, которые возникли в связи с пробелами в предшествующем развитии (представления: цвет, форма, размер и др.) 

Обогащение словаря и развитие связной речи. 

Готовность к восприятию учебного материала. Это блок направлен в основном на обучающихся 1-го класса. Он помогает им подготовиться к изучению большого количества нового учебного материала.

Формирование умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала.Этот блок направлен на обучающихся 2-4-х классов. В результате коррекции по данному направлению у обучающихся формируются те знания и умения, которые помогают усвоить им учебный материал.

Учитель-дефектолог не учит детей математике или русскому языку. На занятиях корригируются причины возникшей трудности, вследствие чего происходит коррекция нарушенных функций. Например, из-за несформированности пространственных представлений вытекают трудности письма и чтения. Их можно компенсировать работой, направленной непосредственно на формирование чтения и письма (чем и занимается учитель), а также развитием пространственных представлений у ребёнка (чем и занимается дефектолог).

Документы учителя-дефектолога: